История в веках

 

Понятие "пристав" встречается уже в 13 столетии, преимущественно в договорных грамотах великих князей с Новгородом. Пристав был неотъемлемой принадлежностью каждого судьи, признаком его самостоятельности и независимости от всякого другого судьи.

Еще древнерусское судоустроиство знало приставов, вызывавших на суд ответчика, свидетелей и производивших взыскания по определению суда. Значение работы приставов постепенно падало, а в 17 веке должность пристава была окончательно упразднена, и вся исполнительная часть судебных процедур перешла в ведение общей полиции. Совмещение в одном органе полицейских и судебно-вспомогательных функций создавало много неудобств, и вопрос о замене общей полиции судебно-вспомогательным органом был поставлен на очередь к моменту реформы 1864 года. Судебной реформой институт судебных приставов был восстановлен и получил устройство, сходное с французским.

Слово "пристав" еще до 14-15 века не столько означало название одной определенной должности, сколько выражало исполнение судебной обязанности, и преимущественно отдачу на поруки служилыми лицами. Эти служилые лица, ездившие приставами и дававшие на поруки, назывались различно: отроками, мечниками, емцами, дворянами, позовниками, ходоками, а еще позднее - недельщиками (так как свои обязанности пристав выполнял по неделе).

Исполнительное производство на Руси к 15 веку, судя по Псковской судной грамоте, отличалось суровостью и жестокостью. Если сторона не могла выполнить решение суда, то виновного доставляли на правеж - особое место недалеко от суда, где его били дубинками по голеням и икрам ног. Если после года нахождения на правеже виновник не уплачивал либо не мог уплатить требуемую сумму, то он должен был продать свою жену и детей в течение года или сразу же, чтобы собрать необходимую для уплаты долга сумму.

С усилением общегосударственной власти институт приставов получил лучшую организацию. Издание Судебников 1497 и 1550 годов - новый период в истории исполнительного производства.

Функции пристава по Судебнику 1497 года были многочисленны. Дело начиналось по жалобе истца - "челобитной", которая излагала предмет спора и, как правило, была словесной. После получения "челобитной" суд назначал судью, выдавал приставу "приставную грамоту", в которой указывались цена иска и его основания. Кроме "приставной" давалась "срочная" грамота, которую неделыщик обязан был вручить сторонам и либо собственноручно доставить ответчика в суд, либо взять его на поруки (поручиться за его явку).

Формы деятельности приставов были весьма разнообразны. Для отыскания "лихих" людей и сочувствующих им назначались повальные обыски. Повальный обыск применялся также с целью определить репутацию подсудимого, которая давалась не всеми живущими вместе с ним знавшими его людьми, а лишь "добрыми". Повальный обыск производился специальными должностными лицами в присутствии обвиняемого.

Помимо назначения повального обыска при розыске применялись расспрос и пытка. Эти виды доказательств в основном использовались для оговора и уличения в преступлениях других лиц. В случае оговора с пытки назначалась очная ставка между оговорившим и оговоренным. Если оговоривший не подтверждал свои показания, то его пытали вторично, оговоренного подвергали повальному обыску.

Если ответчик укрывался от пристава, пристав был обязан "стеречь его у двора и день, и два, и три". Если пойманный ответчик "у пристава отобьется", с приставом посылали "защитников людей из езда" - стрельцов, пушкарей.

Новый период в развитии исполнительного производства связан с именем Петра Первого. Его указами 1697-1700 гг. были отменены:

- приставная память, в которой излагалась сущность жалобы истца и которая для ответчика служила повесткой о жалобе против него;

- отдача на поруки ответчика с назначенным сроком первой явки в суд;

- ответственность поручителей;

- институт приставов, которые действовали по строго определенным правилам и несли ответственность за свои действия.

Согласно Судебным уставам 1864 года, судебный пристав - это должностное лицо, состоявшее при уголовном и гражданском кассационных департаментах Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях.

По Уставу гражданского судопроизводства 1864 года судебные решения обращались теперь к исполнению не иначе, как по желанию взыскателя. От выбора взыскателя зависел способ взыскания, и по его усмотрению взыскание обращалось на то или иное имущество должника. Суд не мог избранный взыскателем способ исполнения заменить другим способом или заменить избранное взыскателем имущество другим по указанию должника. Однако и судебный пристав, и взыскатель были ограничены рамками закона: для ограждения личной свободы должника закон указывал допустимые им способы исполнения и запрещал прибегать к таким способам, которые законом не предусмотрены.

Суд наблюдал за правильностью действий судебных приставов, требовал от них строгой отчетности, как денежной, так и по делопроизводству, и привлекал их к ответственности за упущения и злоупотребления по службе.

Сопротивление, оказанное судебному приставу, давало ему право призвать на помощь полицейские власти и даже военную силу. Всякое нанесенное судебному приставу во время исполнения им своих обязанностей оскорбление и всякое сопротивление его законным требованиям или распоряжениям почиталось преступлением против власти и подвергало виновного наказанию по уголовным законам.

Далее рассмотрим вопрос совершенствования принудительного исполнения судебных актов в современной России.

Указом Президента РФ от 13.10.2004 года №1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" утверждено Положение "ФССП России".

В соответствии с п.1 данного Положения ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

Исполнение судебных актов - это именно тот участок правовой действительности, где реально восстанавливаются нарушенные права физических и юридических лиц, а сам судебный или иной акт находит воплощение, а не остается правовой фикцией.

С момента принятия федеральных законов от 21.07.1997 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах), то есть с начала формирования службы судебных приставов, организации системы принудительного исполнения на новых принципах прошло уже восемь лет.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 13.10.2004 № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", от 13.10.2004 № 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" и на основании Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 22.11.2004 № 1465-к Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области реорганизовано в форме разделения на два юридических лица, являющихся его правоприемниками:

- Управление Федеральной регистрационной службы по Новгородской области;

- Управление Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области, юридический адрес: 173001, Великий Новгород, улица Стратилатовская, дом 19.

Однако, как и восемь лет назад, по-прежнему актуальными остаются вопросы совершенствования процедур исполнения судебных актов и актов иных юрисдикционных органов. И сегодня очень остро стоит вопрос о необходимости повышения эффективности деятельности службы судебных приставов и всей системы принудительного исполнения в целом. Это объясняется тем, что реальное и своевременное исполнение судебных решений и актов иных органов по-прежнему имеет основополагающее значение как для укрепления государственности, так и для реального обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Именно Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы обеспечивают неотвратимость имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте, без чего невозможно решение значительной части экономических проблем современной России.

Управление Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области является территориальным органом Федеральной службы судебных приставов.

Численный состав государственных служащих Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области составляет 351 человек (с 01 мая 2006 года).

В Управление Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области входит аппарат Управления и отделы судебных приставов.

Аппарат Управления состоит из 8 отделов, курирующих разные направления деятельности, 22 отделов судебных приставов, Новгородского отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированного отдела (дежурной части).

Развитие ФССП России в современных условиях является одной из главных задач, напрямую влияющих на ход и темпы проведения в нашей стране судебной реформы и на инвестиционную привлекательность российской экономики. Именно ФССП России обеспечивает неотвратимость имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте, без чего невозможно решение значительной части экономических проблем современной России.

В условиях рыночной экономики деятельность Федеральной службы судебных приставов оказывает и прямое, и опосредованное влияние на уровень важнейших макро- и микроэкономических показателей субъектов Федерации и государства в целом. Федеральная служба судебных приставов формирует правовой ресурс развития российской экономики, без которого ее модернизация и развитие невозможны.

 

Время создания документа: 28 сентября 2011 16:35

Версия для печати