К 10-летию образования Федеральной службы судебных приставов России

Становление службы судебных приставов в Новгородской области

     В этом году Федеральная служба судебных приставов отмечает 10-летие своего образования. И хотя лишь в 2004 году ФССП оформилась как самостоятельная исполнительная ветвь власти, годом рождения службы судебных приставов по праву считается 1997 год. Именно тогда законодательно был воссоздан институт судебных приставов. В июне Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О судебных приставах», а в ноябре вступил в силу Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

     В Новгородской области в Управлении юстиции Администрации Новгородской области служба судебных приставов организационно оформилась в декабре 1997 года. Начальником Управления Лидией Ивановной  Виноградовой 30 октября был подписан приказ о сокращении штатов судебных исполнителей и проведении их аттестации на должности судебных приставов-исполнителей в период с 15 по 19 декабря. 

     В конце декабря 1997 года Управление юстиции ходатайствовало перед Представителем Президента РФ в Новгородской области о назначении на должность главного судебного пристава Новгородской области Валерия Ивановича Михайлова, имеющего два высших образования (экономическое и юридическое), а также опыт работы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в период службы в УВД Новгородской области и областном Управлении Федеральной службы налоговой полиции (Государственный исторический архив Новгородской области – далее ГИАНО, р.4470, опись 2, дело 80, стр. 113-114, 154). 
     Несмотря на то, что основополагающие законы о службе судебных приставов были приняты в 1997 году, переходный период до образования службы .как федеральной структуры, растянулся на годы. Вызвано это было объективными причинами, о главной из которых 24 октября того же 1997 года говорил министр юстиции РФ С.В. Степашин, проводя совещание в Управлении юстиции Администрации Новгородской области: «Будем просить суды работать по-старому, так как средств на реализацию этих законов в этом году нет» (ГИАНО, р.4470, опись 2, дело 80, стр.113).
     Тем не менее, жизнь требовала неотложного реформирования правового механизма государства, в том числе и дальнейшего развития института судебных приставов.
     В первую очередь, это было необходимо для обеспечения более четкой работы судебной ветви власти. Переход к новым формам хозяйствования, разрушение сложившихся социальных и производственных отношений вызвало волну судебных разбирательств как со стороны юридических, так и физических лиц. К тому же, проходящие правовые реформы активизировали формирование широкой сети адвокатских и нотариальных контор. Представители предприятий и организаций, люди стали чаще обращаться за защитой своих прав. Количество исполнительных документов росло в геометрической прогрессии, и в обратной пропорции влияло на сроки исполнения документов.
     К 1997 году динамика среднемесячной нагрузки на приставов-исполнителей и качества исполнения судебных и иных актов выглядела следующим образом (ГИАНО, р.4470, опись 2, д.81, стр. 127):

период

Среднемес. нагрузка на 1 суд. исполнителя
(в шт.)

Окончено документов в отчетном периоде

Всего (в %)

С нарушением сроков исполнения (в %)

1 полугодие 1995

67,1

85,1

9,2

1 полугодие 1996

70,8

77,8

16,8

1 полугодие 1997

93,1

70,8

22,4

     В 1 полугодии 1997 года в производстве судебных исполнителей было 30 485 исполнительных документов (ГИАНО, р.4470, опись 2, д.82, стр. 66-67). Для сравнения: в 2006 году на исполнении в отделах судебных приставов находилось уже 218 174 исполнительных производств на сумму 4 772 677 тыс. рублей. В отделах судебных приставов Окуловского, Пестовского, Парфинского, Солецкого районов, Великого Новгорода среднемесячная нагрузка на судебного исполнителя десять лет назад была самой высокой и составляла соответственно 150; 140; 120; 114; 109 производств. 
В условиях постоянно меняющегося законодательства все больше появлялось исполнительных документов по взысканию кредитных займов, обращению взыскания на имущество юридических и физических лиц, налогов и сборов, недоимок в Пенсионный фонд. В 2,1 раза увеличилось количество исполнительных документов по трудовым спорам, в том числе о взыскании заработной платы. 
     Принципы рыночных отношений все больше овладевали не только экономикой, но и межличностной, семейной, культурно-нравственной сферой отношений. И это находило прямое отражение в предмете взыскания по исполнительным листам.
Самые сложные производства, по воспоминаниям ветеранов службы Л.А. Алексахиной, И.А. Дубихиной, И.А. Кукушкиной, В.Н. Ефименко, К.Н. Фроловой (ОСП Великий Новгород), Т.П. Свиридовой (ОСП Батецкого района), Т.С. Евдокимовой (Парфинский район), В.М. Виноградовой (Холмский район), И.В. Сергушенковой (Старорусский район), были об изъятии детей из семей в связи с лишением родителей родительских прав. В службе судебных приставов десять лет назад, как и сейчас, работали в подавляющем большинство женщины. 
     С принятием Федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» в 1997 году существенно изменились отношения между судьями и судебными приставами-исполнителями. Теперь пристав сам принимал решения о наложении штрафа за неисполнение решения суда, выносил постановления по исполнительному производству. Документооборот вырос в разы. Это тоже добавляло работы к уже превышающей допустимый уровень нагрузке на приставов. 
Проанализировав по заданию министра юстиции РФ С.В. Степашина состояние исполнения судебных и иных актов, данному им на совещании в Великом Новгороде 24 октября 1997 года, Управление юстиции для обеспечения качественного исполнения актов судов и иных органов просило увеличить штаты судебных приставов-исполнителей в 1,5 раза (ГИАНО, р.4470, опись 2, д.81, стр. 127). 
     Однако на качестве исполнительного производства сказывалось не только значительное увеличение количества исполнительных документов, но и тот факт, что в условиях меняющего законодательства лишь 18,5% сотрудников имели высшее образование, а высшее юридическое – 7,1%, всего 5 человек из 70. 
В Министерство юстиции было направлено письмо, в котором предлагалось повысить планку требований при отборе специалистов в службу, организовать их переподготовку и обучение. В частности указывалось: «С учетом результатов проведения переаттестации судебных исполнителей для замещения должности судебного пристава любого уровня после 2000 года в качестве квалификационного требования предусмотреть наличие высшего юридического образования» (ГИАНО, р.4470, опись 2, д.80, стр. 149).
     К сожалению, предложение принято не было.
     Пока же для оказания помощи судебным исполнителям в Управлении юстиции был образован Методический совет по обобщению практики исполнения судебных и иных решений. 
На конец 1997 года в штатах службы судебных приставов (аппарат и подразделения) Управления юстиции было предусмотрено 74 единицы государственных служащих, фактически было укомплектовано 73 (ГИАНО, р. р.4470, опись 2, д.81, стр. 139). Самым крупным отделом был Новгородский городской отдел, в штате которого было 18 судебных исполнителей (сейчас 55). В Боровичском ( Боровичи - второй по значению город области) было всего 7 исполнителей (сейчас - 17), Старорусском – 6 (13), Новгородском (район) – 5 (18), Валдайском - 4 (7) исполнителя. Численность остальных колебалась в пределах 1-3 человек (ГИАНО, р.4470, опись 2, д.82, стр. 73). 
     Примерно такое же число судебных приставов оставалась до 1999 года. Спустя лишь два года после выхода основополагающих законов о службе судебных приставов Министерство юстиции нашло возможность увеличить штаты сотрудников. Был введен оперативный контроль за комплектованием службы судебных приставов в территориальных органах. В соответствии с приказом ежемесячно главные судебные приставы стали информировать Министерство об укомплектованности кадрами. 
     В Государственном историческом архиве Новгородской области имеется дело, где в отдельной папке собраны все сведения о происходящих в 1999 году изменениях в штатах службы приставов области (ГИАНО, р.4470, оп.2, д.119, стр. 1,8,12). 
Так, на 25 января 1999 года в службе было 70 человек, из них 64 пристава-исполнителя, включая старших, и 6 специалистов разных категорий в аппарате Управления. На 1 декабря этого же года в службе работало уже 126 человек при штате 154. В 1999 году во втором полугодии в службе была введена должность пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов( ОУПДС ). К концу года при штате этого подразделения в 49 человек было укомплектовано 27 единиц. 
Штат отдела по ОУПДС в Управлении вырос до 8 человек.
      На должность главного судебного пристава с 15 февраля 1999 года назначен Виктор Александрович Храбров, окончивший Волгоградскую следственную школу МВД СССР, работавший ранее консультантом по правовым вопросам Управления лесами Новгородской области.
     В феврале 1999 года в Управлении юстиции совещание провел министр юстиции РФ Павел Владимирович Крашенинников. В этом же году в области была принята первая программа формирования и развития службы судебных приставов области. Она охватывала период до 2001 года. Включала в себя вопросы кадрового и материально-технического обеспечения службы, взаимодействия с местными органами власти и правоохранительными органами.
На протяжении всех прошедших лет принудительное исполнение судебных решений и актов других органов было и остается главной задачей судебных приставов. И если за десятилетие круг обязанностей значительных изменений не претерпел, то направленность производств, круг взыскателей существенно изменился. В существе исков, как в зеркале, нашли отражение перемены, произошедшие во всех сферах жизни.
     Сказалось влияние состояния экономики и криминогенная обстановка.
     Приметой настоящего времени стало обеспечение исков по организации встреч родителей с детьми; вселению граждан, имеющих право пользования, в жилье, принадлежащее на правах собственности другим лицам;; взыскание растущей массы штрафов ГИБДД; принудительное прекращение или временное приостановление деятельности учреждения; взысканий по документам налоговых органов и другие.
     Практически ушли в прошлое производства по исполнению исполнительных надписей. Десять лет назад это был один из основных видов исполнительных документов, которые поступали приставам после их нотариального заверения из медицинского вытрезвителя, прокуратуры, жилищно-эксплуатационных контор и других органов и организаций, и, даже, из библиотек по взысканию книг или суммы их стоимости. 
      Сейчас уменьшилось количество взысканий с организаций задолженностей по заработной плате. Практически нет производств по искам к банкам, инвестиционным фондам о невозвращении вкладов, таких, какие были в практике в конце 90-х в отношении «Русского Дома Селенга», «Хопер-Инвест», «МММ».
     Однако не все преобразования в организации деятельности службы были целесообразными, с точки зрения ветеранов службы. В 2003 году из структуры Управления было убрано так называемое «12-е подразделение». Оно объединяло в своем составе наиболее опытных приставов, которые проводили исполнительные действия по особым исполнительным производствам. Это имело положительное значение для исполнения особых производств в районах области, где «человеческий фактор» (каждый друг другу и кум, и брат, и сват) играет, порой, негативную роль в решении служебных вопросов, помогало бороться с коррупцией в своих рядах.
     До сих пор приставы - ветераны вспоминают отмену материального поощрения, которая выплачивалась им от суммы реально взысканных средств, и служила мощным стимулом в работе, способствовала закреплению людей в службе, и также профилактике коррупционных настроений.
     Подводя итоги первого десятилетия, можно сказать, что служба прошла этап своего становления: оформилась структурно, приобрела опыт, взрастила профессионалов, которые определяют «лицо службы».
      С мая 2002 года возглавляет Управление ФССП России по Новгородской области Владимир Иванович Ефимов, назначенный на должность руководителя – главного судебного пристава. 
      Сегодня не 1 или 2 человека, как 10 лет назад, а целые отделы судебных приставов имеются в районах области. Только в одном отделе судебных приставов Великого Новгорода трудится приставов почти столько же, сколько в 1997 году работало во всей Новгородской области. 
      В то же время нагрузка на приставов-исполнителей продолжает оставаться высокой. В среднем по области на одного судебного пристава-исполнителя в месяц приходилось 116 производств при общероссийском показателе 112 и нормативе в 22 производства, утвержденном Государственной инспекцией труда. 
     И сейчас служба судебных приставов является развивающейся организацией. За 2006 год штатная численность была увеличена на 90 единиц. Поэтапное увеличение численности кадров пройдет и в юбилейном году.
     На 1 января 2007 года штатная численность Управления составляла 387 единиц государственных служащих, 14 единиц служащих и 56 единиц обслуживающего персонала.
     Штатная численность территориальных подразделений составляла 345 единиц государственных служащих, из них: начальников отделов – старших судебных приставов – 24 единицы, заместителей начальников отделов – 9 единиц, специалистов-экспертов – 7, старших специалистов 2 разряда – 18, судебных приставов-исполнителей – 157 единиц, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов - 116 единиц.
     Высшее образование от общей численности государственных служащих имеют 45%, в т.ч. юридическое - 28%. Среднее профессиональное образование у 32% сотрудников, в т. ч. среднее юридическое – у 13%. Из 24 начальников отделов – старших судебных приставов высшее юридическое образование имеют 22 человека или 92%.
     За добросовестный труд награжден ведомственными наградами 41 человек.
     В службе работает более 15 человек со стажем работы более 20 лет.
      Значительное внимание уделяется подготовке и повышению квалификации кадров. Ежегодно в учебных заведениях Министерства юстиции. России повышают квалификацию до 70 человек, в т.ч. в 2006 году 66 государственных служащих. 
      В 2006 году проведено 11 заседаний аттестационной комиссии для проведения квалификационного экзамена. В результате 136 государственных гражданских служащих были признаны сдавшими квалификационный экзамен и рекомендованы к присвоению классного чина.
      В коллективе Управления ФССП России по Новгородской области всегда дружили со спортом, что объясняется сложившимися хорошими традициями и спецификой службы. Однако «датой рождения» спортивных достижений следует считать 22 марта 2001 года. Именно в этот день был официально создан коллектив физической культуры (КФК).
      Уже в мае он принял участие в Спартакиаде Новгородского регионального отделения ОГО ВФСО «Динамо». Правда, все начиналось с простого: подтягивания на перекладине, бега на 100 метров, легкоатлетической эстафеты и турнира по мини-футболу. Сейчас, к сожалению, никто и не помнит – завоевали ли тогда награды? Зато помнят массовость участия в соревнованиях – 67 человек. А вот в следующем, 2002 году спортсмены КФК поднялись на высшую ступеньку пьедестала почета в таких видах состязаний, как рукопашный бой, легкоатлетический кросс на 3 км., стрельба из табельного оружия, служебно-прикладное троеборье.
      По итогам Спартакиады КФК Управлению был вручен Кубок за первое место среди коллективов 3-ей группы. Ныне в музее Управления хранится немало таких почетных трофеев. За разные места (и первые, и вторые, и третьи), по разным видам соревнований. Они – предмет заслуженной гордости коллектива. К примеру, больше всего достижений у судебных приставов – в рукопашном бою, что вполне объяснимо: специфика профессии.
      Но участвовали и в блицтурнире по шахматам (в 2002году). А еще, в том же году принимали участие в Спартакиаде службы судебных приставов в Петрозаводске (Карелия).
      Нельзя не сказать и об условиях труда судебных приставов. За десятилетие значительно выросла материально-техническая база. Если в 1997 году только в Управлении юстиции было всего лишь 11 автомобилей, то сейчас в каждом районном отделе судебных приставов есть свой автотранспорт, что имеет большое значение в условиях, когда населенные пункты отдалены от райцентров на 20-30 километров и не имеют регулярного транспортного сообщения. Практически все отделы судебных приставов размещены в отдельных помещениях, обеспечены современной оргтехникой, которая позволяет автоматизировать многие функции, выполняемые приставами. 
     Меняются времена, нравы, государственные устои, но всегда остается необходимость исполнения судебных решений и актов иных органов. Без пристава, судебного исполнителя, судебного пристава-исполнителя, (по-разному называлась должность в разное время) не могли обойтись ни Российская Империя, ни Союз Советских Социалистических Республик, ни современная Россия. Именно судебные приставы обеспечивают реальное воплощение принудительного акта, обеспечивают неотвратимость имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте, без чего невозможно решение значительной части экономических проблем государства, обеспечение прав и свобод гражданина и человека.

Пресс-служба ФССП России по Новгородской области.

В подготовке материала использованы материалы Государственного исторического архива Новгородской области, воспоминания сотрудников службы судебных приставов Новгородской области.

Время создания документа: 28 сентября 2011 16:37

Версия для печати